Гражданская война

Таким обра­зом, рассматривалась как отвоевание Англии английским наро­дом. Уинстенли доказывал теологическим языком своего времени, что это политическое отвоевание может быть завершено лишь в результате социальной революции, без которой невозможно освободиться от существа монархических порядков. «Нужно или передать власть в руки свободной республики, обеспечить мир всем гражданам, что будет делом праведным, или же снова уста­новить монархию. Монархия может быть двоякого рода: или пра­вит один король, или правят многие с согласия короля. Но все равно, правит ли один король или многие, проводящие его прин­ципы, среди угнетенных масс могут и будут при каждом удобном случае возникать ропот, жалобы, недовольство и ссоры»,—так писал Уинстенли в своей работе «Изложение закона свободы». Одно высказывание по этому поводу, приписываемое Кром­велю, весьма показательно. «Что еще,—спрашивает он,—является целью принципа равенства, как не желание дать в руки простого арендатора такие же богатства, какими располагает землевладе­лец? Я сам по происхождению дворянин. Этих людей надо уничто­жать, а не то они уничтожат вас самих». Несмотря на все свои заигрывания с левыми, Кромвель был и остался помещиком с соответственными взглядами и интересами. В 1649 г. на холме Св. Георгия в графстве Суррей диггеры предприняли попытку основать образцовую общину, но их вско­ре разогнали. Движение это никогда не насчитывало в своих рядах большого числа активных членов, однако оно все же имеет немаловажное значение, поскольку оно отражало распространен­ные, хотя и не совсем четкие, воззрения некоторой части левел­леров. И хотя теория Уинстенли на практике уводит назад, к пер­вобытному коммунизму, она в то же время заглядывает и в буду­щее, когда социальные порядки будут основаны на принципах разума и науки.

Комментарии запрещены.

В контакте - попутчики на отдых. Лучшие ночные клубы Москвы. Путешествие в Луксор (Египет)