Черты римского христианства

Все характерные, и хорошие и плохие, нашли живое воплощение в Вильфреде, который впервые обращает на себя внимание в Уитби и становится впоследствии архиепископом Йорка. Суетливый, но дипломатич­ный, ревностно охранявший авторитет своей церкви и свой соб — стненный авторитет как ее представителя, этот человек стоит первым в галерее тех крупных клерикальных государственных деятелей, которые приобретут такое значение в последующие столетия. Он вел бесконечные интриги, строил церкви и поучал королей;

он нажил несметные богатства и, умирая, приказал положить их рядом с ним. Все это было так непохоже на аскета Кутберта из Линдисфарна, который по неделям питался только горсткой сырых луковиц и часто молился целый день, стоя по горло в морской воде. И все же религии Вильфреда, а не Кутберта принадлежало будущее. Поскольку христианские священники были единственным грамотным слоем, они вскоре составили постоянный аппарат государственной бюрократии и сыграли большую роль в форми­ровании феодальных отношений. Особенно сказывалось это в вопро­сах собственности. Привыкнув иметь дело с письменными гра­мотами и духовными завещаниями, они вскоре начали подрывать уже ослабевшие права общин. Мы можем проследить этот процесс на примере возникновения института бокленда, наряду с фоль — клендом. Фолькленд, как это явствует из названия, был землей, которой владели на основании обычного или народного права. Она не была общественной землей, однако никто не мог считать ее своей полной собственностью, ею только владели в рамках сельской общины.

Комментарии запрещены.

В контакте - попутчики на отдых. Лучшие ночные клубы Москвы. Путешествие в Луксор (Египет)